Председатель Правительства РСО-А Таймураз Тускаев: справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического развития

14 февраля 2019, 12:38
%d0%a2%d0%b0%d0%b9%d0%bc%d1%83%d1%80%d0%b0%d0%b7 %d0%a2%d1%83%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b5%d0%b2
Республика Северная Осетия-Алания первой сообщила в ФАС России о внедрении антимонопольного комплаенса в работе органов исполнительной власти и местного самоуправления. Председатель Правительства РСО-А Таймураз Тускаев рассказал о процессе разработки и внедрения антимонопольного комплаенса и задачах, которые он поможет решить.
 
- Почему было важно разработать этот документ?
 
- Сегодня приоритетной задачей для региональных органов власти является успешная реализация 12 национальных проектов, утвержденных правительством страны во исполнение поручений Президента России. Реализуя в предыдущие периоды программы развития социальной инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, ЖКХ и транспорта, мер поддержки малого и среднего предпринимательства, нами накоплен ценный управленческий опыт.
 
Вместе с тем мы пришли к выводу, что имеется определенный потенциал для дальнейшего роста эффективности работы региональных и местных органов власти за счет совершенствования системы обеспечения соответствия деятельности органов власти требованиям антимонопольного законодательства. Прежде всего в сфере регулирования ключевых инфраструктурных отраслей, а также в части взаимодействия государственных (муниципальных) заказчиков с контрольно-надзорными органами, подрядными организациями, поставщиками энергоносителей и коммунальных услуг, а также учреждениями, в чье пользование будут передаваться объекты.
 
Когда был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, мы увидели в нем новые возможности для практической реализации этого потенциала. Инструмент, используя который можно повысить социально-экономический эффект государственных мер, направленных на развитие республики.
 
- В чем, по вашему мнению, задача антимонопольного комплаенса?
 
- Любое решение, в том числе о внедрении антимонопольного комплаенса, необходимо рассматривать с точки зрения главной задачи - повышения качества жизни наших граждан. Для меня очевидно, что дальнейшее развитие экономики республики, значит и уровня жизни людей, кроме всего прочего требует привития в органах власти и в бизнес-сообществе идей культуры рыночной конкуренции.
 
Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического развития. Комплаенс – как раз такой инструмент. Он предоставляет дополнительные возможности, которые в перспективе будут содействовать оптимизации бюджетных расходов через повышение конкуренции (например, в системе ЖКХ). Эти меры позволят сделать рынок государственного (муниципального) заказа действительно открытым для малого и среднего бизнеса.
 
- Какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать формального подхода использования системы антимонопольного комплаенса?
 
- На сегодняшний день процесс внедрения механизма профилактики нарушений антимонопольного законодательства по объективным историческим причинам находится на ранней стадии. Чтобы избежать формализма, необходимо для каждого конкретного органа власти или администрации местного самоуправления выявить точки возникновения рисков на каждом этапе принятия решений и выработать комплекс прозрачных и понятных всем мер.
 
Кроме того, нам во взаимодействии с антимонопольными и надзорными органами и бизнес-сообществом следует добиться непрерывности процесса управления рисками без усложнения общей системы администрирования. В этом направлении уже осуществлены определенные шаги, способствующие развитию конкуренции.
 
В частности, одновременно с внедрением антимонопольного комплаенса нами успешно реализованы 12 целевых моделей по упрощению процедур ведения бизнеса, а также и расширены формы и увеличены объемы государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности.
 
На сегодня в целях решения данной задачи в принятых правовых актах мы определили:
 
- требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением соответствующим органом исполнительной власти своей деятельности;
 
- меры, направленные на снижение соответствующим органом исполнительной власти рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности (при поведении закупочных процедур, торгов на государственную и муниципальную недвижимость, предоставление преференций в сферах экономики, оказание государственных и муниципальных услуг и др.);
 
- меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса, определение ответственных должностных лиц, а также на обучение сотрудников основам антимонопольного законодательства.
 
Все это также предполагает внедрение в деятельность органов власти и бизнеса высоких профессиональных стандартов и требований, отвечающих за эффективность. Что, в свою очередь, перед нами ставит следующую задачу – повышение компетенций и наработку навыков своевременного принятия правильных решений у сотрудников, ответственных за соблюдение антимонопольного законодательства.
 
Отдельно хотел бы подчеркнуть то, что при решении вопросов, напрямую влияющих на качество жизни людей, компромиссов или снисхождений быть не может. Поэтому у ответственных лиц, на которых возложена обязанность по внедрению антимонопольного комплаенса, необходимо формировать соответствующую правовую культуру. Они должны понимать, что нет времени на раскачку, как и не приемлемо говорить о невозможности выполнения той или иной задачи.
 
Наиболее объективным показателем результативности внедрения комплаенса, думаю, станет движение республики в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх